1.1. Экономические модели и циклы. Определение и главная цель экономики –
распределение ограниченных ресурсов. В разные периоды своей истории, человечество в целом и\или его часть (государство, территория, отдельное сообщество) по-разному решали эту задачу. Идеальной, для всех справедливой, правильной и достаточной системы для всех не существует, как и не возможно «Царство Божье» (Лк.17:20) за земле. Только люди лишенные всякой религиозности могут считать что причина в экономической системе и по мере ее совершенствования все станет «идеально».
Рассмотрим кратко основные макроэкономические модели (ЭС – экономические системы) и их сменяемость. Так же считаем возможным применить данные описания не только в их глобальном «макро» смысле, но и как характерную картину «микро» экономических объектов, в нашем случае, православных приходов.
Традиционная (традиция, уклад) ЭС – построена на самообеспечении домохозяйства с незначительным участием обменных операций. Наиболее часто встречающаяся действительность жизни православного прихода, особенно в сельской местности. Данная ЭС наиболее «комфортна» для церковной хозяйственной жизни, позволяя сосуществовать в общем экономическом пространстве. Традиционность здесь не только характеризуется самообеспечением, но и определенной консервативностью, «осторожностью» (вплоть до категоричного неприятия) по отношения к любым новым реалиям ведения хозяйства. Приход существует в своей традиции «как бы» изолированно от внешнего экономического мира и событий происходящих в нем. Сообщаясь только там где это жизненно необходимо, например, в вопросах закупа товаров и материалов, строительства и ремонта, жилищно-коммунальных услуг и пр. Проблема данной ситуации в том что такая изолированность имеет свои пределы, например активный переход финансовых расчетов на безналичные формы уже сегодня лишает приходы части пожертвований, а в ближайшем будущем может перейти в глобальную проблему отсутствия у многих прихожан наличных денег.
Плановая ЭС – централизованное планирование распределения ресурсов, находящихся в общественной собственности. Для России такой опыт более чем знаком в ее советском прошлом, но и сейчас многие макроэкономики могут быть наделены плановостью и большой общественной (государственной) ролью. Это не только Китай, но и такие страны как Швеция, Норвегия, ОАЭ, Финляндия и другие. Такую модель можно применить в описательных целях к приходам у которых есть постоянный и существенный источник средств. Например, постоянный и щедрый благодетель или ситуация когда небольшой приход приписан к более крупному и финансово обеспеченному приходу. При такой модели духовенству нет острой необходимости решать вопросы функционирования и обеспечения прихода, даже расходы нередко определяются на уровне источника финансирования. Проблема данной модели в том (не смотря на ее привлекательность и стабильность) что настоятель, а так же, духовенство, сотрудники прихода вырабатывают компетенции (привычку) ориентированные прежде всего на стабильность дохода и экономической жизни. При любом изменении ситуации, уменьшению или утрате источника средств, переводе на другой приход, это становится чрезвычайно сложно для человека перестроить не только свою хозяйственную жизнь, но и уже сформировавшиеся навыки и привычки.
Рыночная ЭС – децентрализованное распределение ресурсов на основе свободы экономической деятельности и конкуренции. Частная собственность.
Капиталистическая ЭС – эволюция рыночной ЭС при которой происходит концентрация капитала и деформация экономических отношений под единственную цель извлечения прибыли. Данные две модели теоретически к православному приходу не применимы. Основная цель – получение прибыли, она же и является движущим, мотивирующем фактором, что в самой своей основе противоречит цели христианской жизни. Однако на практике соблазн «рыночно – капиталистической» модели жизни прихода, когда щедрые пожертвования становятся самоцелью, очень велик (особенно для крупных приходов, приходов с щедрыми благодетелями и аналог.). В данном сборнике нет задачи духовно-нравственной, христианской оценки и коррекции мотивирующего поведения духовенства и/или лиц занимающих соответствующие должности на приходах. Можно только добавить, что в такой ситуации проблем с экономическими знаниями, как правило, не возникает. Меркантильное поведение мотивирует его участников своевременно и эффективно знакомиться и использовать все возможности для обогащения.
Смешанная (гибридная) ЭС – сочетание принципов рыночной экономики и централизованного государственного управления.
Цифровая ЭС – централизованное распределение ресурсов на основе когнективных технологий (искусственного интеллекта) и больших данных. Уже сегодня контуры будущей экономической жизни большей части человечества находят свое отражение в отдельных технологиях, системах, моделях и практиках. Например, система социального кредита в Китае позволяет давать оценки каждому (!!) из более чем миллиардного населения. И вопрос полного перехода на цифровые рельсы это вопрос ближайших десятилетий. Какой будет хозяйственная жизнь православного прихода в такой модели пока сложно себе представить. Очевидно, что сохранение традиционной модели будет возможно только в случае полной самоизоляции, которую, даже сегодня себе позволить не могут даже самые отдаленные приходы. За исключением разве что единичных примеров скитов отдельных, максимально изолированных от остального мира, монастырей.
В качестве важного для понимания происходящих в экономике процессов необходимо кратко познакомиться с теорией смены технологических укладов (технологических переделов, циклов Кондратьева). Это особые циклические смены всего научно-технического/хозяйственного прогресса в глобальном масштабе. В основе такой смены – замещение одних «устаревших» технологий другими, новыми, «прогрессивными». Простой пример замена лошади автомобилем.
Таких укладов современные ученые выделяют 7:
1-й цикл — начало до середины 19 века.
Первая промышленная революция. Фабрики, уголь.
2-й цикл — до конца 19 века. Эпоха пара. Металлургия, паровой двигатель, железная дорога
3-й цикл — до 1908г. Эпоха стали.
Вторая промышленная революция. 4-й цикл — до 1971г., Эпоха нефти. ДВС, производство потребительских товаров
5-й цикл — до 2004г. Эпоха компьютеров и телекоммуникаций.
Научно-техническая революция.6-й цикл — до 2020г. Информационные технологии. Интернет. Технологии больших данных. Нанотехнологии.
7-й цикл — ~ до 2060г. Эпоха метакогнитивных технологий, новой антропологии(?).
Некоторые ученые проводят периодизацию по количеству «революций», которых они выделяют 3 (три) уже состоявшиеся и соответственно 4 (четвертую) на пороге которой мы сейчас находимся.
1.2. Описание текущего состояния. Составить общую модель, которая могла бы описать все православные приходы в их экономической и финансовой политике невозможно. Такой задачи в данном ресурсе и нет. Многие приходы можно охарактеризовать отсутствием какой-либо осознанной, управляемой (с позиции хозяйствования) модели. В зависимости от масштабов, местоположения, наличия/отсутствия благодетелей, исторических и туристических (паломнических) особенностей, вертикали епархиальной финансовой модели и многих иных факторов хозяйственная жизнь прихода может быть, как абсолютно безнадежной (экономический банкрот), так и очень насыщенной, активной, с постоянным развитием и процветанием. Необходимо отметить что, в отличии от любого другого субъекта экономики,
приход нельзя оценивать по его финансовому состоянию. Приход, как это было например в советский период, может быть полностью лишен хозяйственной деятельности, при этом его религиозная жизнь может приносить максимальный эффект. И наоборот, как это можно видеть на примере расколов, даже большой, благоукрашенный собор может стоять пустым и не приносить "плода".
Независимо от всего вышеперечисленного, ситуация конкретного прихода нередко характеризуется отсутствием целенаправленной финансовой и экономической политики, преобладающей является традиционная модель со всеми ее особенностями и недостатками.
Особенностью текущей ситуации (на момент 2021года) в экономической жизни православного прихода является повсеместный переход макроэкономической модели жизни к 7-ому технологическому циклу (или 4-ой технологической революции, см.1.1.). Что практически неизбежно вызовет разрушение существующей традиционной модели приходской хозяйственной жизни и поставит вопрос выживания в новых условиях.