финансовые модели прихода.

В данной разделе мы попробуем обобщить практику финансовой стороны жизни прихода, которая сложилась на сегодняшний день в Русской православной церкви. Выделив и систематизировав эту практику применительно к той или иной финансовой модели. При этом данный список не является исчерпывающим и статичным, дискуссия по его формулировкам и формату может быть продолжена (и только приветствуется).
В начале необходимо определиться с задачами подобного моделирования. К таковым можно отнести:
1.    Отчетность в той или иной форме по фактической деятельности прихода за определенный отчетный период.
2.    Формирования необходимой информации в режиме «он-лайн» для принятия управленческих решений.
3.    Планирование финансовой деятельности на будущее периоды.
4.    Определение финансовой модели, с учетом ее характерных особенностей, при построении учетной политики руководителем (настоятелем) прихода.
5.    Допустимое раскрытие особенностей финансов православных приходов в публичной (общественной) медиа-сфере. Во избежание фейков и слухов про «несметные церковные богатства». 
Обзор практики хозяйственной приходской жизни дает возможность выделить несколько сложившихся финансовых моделей, перечень которых (как уже отмечалось) не является исчерпывающим.
1.    «Традиционная» финансовая модель самодостаточного прихода.
2.    «Зависимая» финансовая модель прихода
3.    «Дефицитная» финансовая модель прихода.
4.    «Сметно-приходская» финансовая модель
5.    Финансовая модель с одним (или несколькими) постоянными источниками средств прихода
6.    «Предпринимательская» финансовая модель прихода
Определяющим фактором классификации представленных финансовых моделей является определение ключевого источника (или источников) средств. Модель включает в себя и расходную часть деятельности, различную по своей структуре и содержанию в предложенных вариантах, но при этом приоритетным является доходная часть, которая и формирует возможности по использованию имеющихся средств.
Рассмотрим каждую из предложенных моделей подробнее.
«Традиционная» финансовая модель самодостаточного прихода. Наиболее распространенный формат экономической ситуации на приходе. Основным источником средств являются пожертвования в той или иной форме многочисленных (от нескольких десятков до тысяч) прихожан (включая тех, кого в церковной практике называют «захожане»). Разовые пожертвования могут составлять существенные суммы, но они носят характер непредсказуемости, могут иметь характер адресности (когда жертва дается например на ремонт, наприобретение икон(ы), утвари и т.д.). Характерным для данной модели является относительно «свободная» практика принятия хозяйственных решений настоятелем прихода. Доходы такой модели, на первый взгляд, являются хаотичными и непостоянными, но в действительности, с течением времени, достаточно прогнозируются и позволяют планировать экономику прихода на среднесрочную перспективу.
«Зависимая» финансовая модель приходской жизниописывает практику, когда небольшой приход (чаще в сельской местности, но может быть и городским) прикрепляется к более крупному приходу в части софинансирования его расходов. Настоятельтакого прихода может одновременно являться штатным священником «головного» прихода и получать там зарплату. Ремонт и содержание так же могут полностью или частично финансироватьсяпо централизованному принципу. Особенностью данной модели является «несамостоятельность» настоятеля прихода в принятии тех или иных хозяйственных решений. Встречаются примеры, когда такие приходы, постепенно, трудом настоятеля и прихожан формирую со временем достаточную ресурсную базу и переходят в «традиционную» модель. Но возможна и обратное развитие – в случае структурных изменений в «головном» приходе и его отказа от софинансирования, приход может оказаться в ситуации следующей модели – «дефицитной», рассмотрение которой приводится следующей.
«Дефицитная» модель экономической жизни прихода. При рассмотрении структуры затрат такого прихода всегда можно выделить те расходы, покрытие которых является жизненно необходимым. Заработная плата, в ее минимальном варианте, коммунальные услуги (отопление, электроэнергия и пр.), закуп минимального набора свечей, книг, икон, богослужебные расходы (вино, мука для просфор и пр.). Общая сумма таких расходов определяет «бездефицитную» деятельность прихода и чем стабильнее такая ситуация, тем ближе модель к традиционному варианту. Постоянная нехватка средств ставит перед настоятелем сложную задачу сокращение жизненно важных затрат. Отказ от собственной заработной платы (поиск сторонних доходов, например, подработка такси), экономия на коммунальных расходах, например, отопление храма только в дни богослужения и другие варианты сокращения и без того минималистического набора затрат. В ситуации с коммерческой организацией такая модель является убыточной и при ее постоянном характере ведет к ее закрытию. Но православный приход существует в других смыслах и целеполагании «более радости будет об одном грешнике кающемся»[2]. Существование даже немногочисленной паствы оправдывает приходскую жизнь. И таких примеров в Русской православной церкви множество.
 «Сметно-приходская» финансовая модель не является распространенной в РПЦ. Однако ее принципы и построение не противоречат каким-то либо государственным или церковным законам и нормам и вполне допустимы. Такая модель эффективна прежде всего в приходах со стабильным и сознательным ( в вопросах хозяйственного характера) составом прихожан. Настоятель совместно с такими прихожанами(как вариант возможно формирование актива прихожан – приходского собрания) разрабатывает полную смету всех затрат прихода. Включая и заработную плату настоятеля и приобретение свечей и т.д. Целесообразнее всего формировать такую смету на год, но при этом учитывать ежемесячный (или иной) характер трат. Далее полученная смета, ее общая сумма, утверждается приходским собранием и исходя из этого определяется участие каждого прихожанина в финансировании прихода. Размеры и периодичность пожертвования так же принимаются общим собранием или в равной степени по количеству прихожан/семей, или диффиринцировано по размеру дохода, или добровольным волеизъявлением или так как это приемлемо для большинства прихожан. Настоятель прихода, получая такой формат финансирования, как правило, не нуждается в дополнительных пожертвованиях за поминовение на богослужениях, требы и пр. Свечи так же могут быть «бесплатно». Дополнительные доходы, при пожертвованиях лиц, не являющихся прихожанами, включаются в общую доходную отчетность сметы и формируют «фонд прихода» решение о расходовании которого так еж принимается приходским собранием.
Финансовая модель с одним (или несколькими) постоянными источниками средств прихода. В практике церкви встречаются примеры когда один или несколько благотворителей помогают приходу не только в строительстве храма и/или иных капитальных расходах, но и берут на себя бремя текущих расходов прихода в той или иной форме. Это может быть постоянно оказываемая материальная поддержка, покрытие полностью крупных статей затрат, например, фонда оплаты труда и/или коммунальных расходов. Существует так же практика строительства (или выделения отдельного помещения) церковного здания в комплексе имущества крупного предприятия или иного учреждения для духовного окормления, как сотрудников такого предприятия, так и местных жителей. При этом расходы по содержанию и обслуживанию церковного помещения несет само предприятие.
«Предпринимательская» финансовая модель прихода. Церковь в качестве основной своей цели имеет религиозную деятельность, но при этом Уставом церкви, ее законами, а так же, законами государства приходу разрешается предпринимательская активность, при условии что заработанные средства будут расходоваться на основную деятельность. Такая деятельность должна быть совместима с образом Церкви, ее религиозными и нравственными принципами. Нередко такая деятельность имеет церковное основание в той или иной форме. Например, изготовление (роспись) икон, ювелирных украшений, издательство книг, пекарня (оборудование используемое для выпечки богослужебных просфор задействуется для выпечки хлебобулочных изделий), швейное производство церковных облачений и т.д. Сельские приходы в качестве такого источника дохода, как правило, используют продукцию своих подворьев. Ведение такой предпринимательской деятельности снимает с прихода бремя основных расходов, позволяя священнослужителям в богослужебной жизни не переживать постоянно за необходимые расходы, сбор пожертвований и т.д.
«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать»[3] – пишет святой апостол Павел, давая нам пример как надобно поступать в ситуации когда вопрос финансирования приходской деятельности не являет очевидным. Многообразие финансовых моделей не ограничивается предложенными вариантами и может быть дополнено, а так же, переформатировано в процессе дискуссии. При этом задачи моделирования могут быть актуализированы в процессе накопления практики использования изложенной классификации.